«Адаптация к детскому саду»

Сказка о Колобке и Красной Шапочке.

Для заботливых родителей.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…»
«Красная Шапочка послушно собрала корзинку и отправилась к бабушке».
Короткая веселая и поучительная сказка всё же отличается от разнообразной и такой сложной жизни: всё-то в ней происходит легче. Герои сказок, столкнувшись с лисицей или волком, непременно победят их. А сказочные мальчишки и девчонки, попав к мудрой нянечке или доброй фее, непременно научатся у неё полезным навыкам без капризов и грусти или будут сообща строить городки, водить хороводы и нараспев заучивать песенки и стишки.

Как же удивляемся мы, родители, привыкшие к нашему малышу, послушному или активному, когда слышим от воспитателя о плохом поведении, апатии или разрушительном характере. Столько времени мы проводили вместе, не расставаясь порой даже на несколько часов. И вот он, детский сад, новый мир. Малыш ходит день, второй, неделю... Он быстро меняется, вы видите в нем черты, которые победили вместе или вовсе ему не свойственные:

  • мало и неохотно говорит,
  • много капризничает, без повода, на пустом месте,
  • плохо ест, тяжело засыпает, совершенно отказывается вставать по утрам, хотя раньше прибегал будить раным-рано,
  • стал пугливым,
  • и категорически отказывается ходить в детский сад.

Уговоры не помогают, каждый день он придумывает страшную историю, как его обижают, сердце кровью обливается. Сборы стали изматывать так, как не было даже в младенчестве, даже когда резались зубки...
Ребенок словно бы стал развиваться обратно, не показывает успехов, к которым вы вместе шли день за днём эти три года. И здоровье... То простуда, то жалобы на животик, то температура...

 

Знакомо? 

Чем же так не мил ребенку детский сад? Ведь это новые игры и игрушки, дети и взрослые, яркие комнаты и игровые, созданные для ребятни. Да его словно подменили!

Нет, «подменили» жизнь и обстоятельства. Прежде всего, оставьте волнение: это адаптация, через нее проходит каждый ребенок – нужно пройти и вашему. И в наших силах помочь малышу. Адаптация – сложный, многоуровневый процесс, новые жизненные условия способны изменить не только поведение, но и самочувствие ребенка, его психику. Сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Нам обычно видна надводная часть айсберга – то, как он себя ведёт.

Часть детей адаптируются сравнительно легко, негативные моменты уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться до 2 месяцев. Если же и через 3 месяца улучшений не наблюдается, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

 

Чтобы ваш малыш как можно быстрее и безболезненнее прошел адаптацию к детскому саду, озаботьтесь подготовкой заранее. Детям, чьи родители готовили их к посещению сада за несколько месяцев, легче адаптироваться.

В чем заключается подготовка?

  • читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в садик» с игрушками;
  • гуляйте возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить, познакомьте его с этим местом, чтобы было проще привыкнуть;
  • постарайтесь познакомить малыша с воспитателями заранее, договориться побыть вместе с ними и ребенком не несколько минут, а два-три часа. Покажите ребенку, что эти взрослые тети – хорошие, и вы им доверяете, хорошо к ним относитесь, и они так же хорошо будут относиться к малышу, помогут так же, как совсем недавно помогали во всём родители;
  • проводите с ребенком закаливающие процедуры;
  • обучайте самостоятельности: одевание и раздевание, «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Через сказочные сюжеты, при помощи любимых героев расскажите ребенку, что самостоятельность – это признак взросления, очень почетный и достойный гордости;
  • за месяц до посещения сада постарайтесь привести режим и питание ребенка к тому, что его ждет в саду.

Сложно?

Нет. Помните: вашему маленькому ребенку будет сложнее. Расстаться с вами, после стольки лет не видеть вас много часов подряд – конечно, непривычные шаблоны поведения других людей, непривычная еда, новые игрушки не на своих местах – всё это может стать большим стрессом. Так помогите ребенку преодолеть всё это с вашей доброй заботой!

Но даже если вы не успели подготовить ребенка к садику, время не упущено окончательно. Мы поможем пройти экспресс-курс адаптации, но важно всё делать правильно. Положитесь на наш опыт! Ваша задача:

  • настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим и самостоятельным;
  • расставайтесь с ребенком легко и быстро. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту;
  • придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь;
  • если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка;
  • первое время оставляйте его в дошкольном коллективе на несколько часов; возможно, в середине недели стоит остаться дома;
  • на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач;
  • создайте дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность;
  • в присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают;
  • в выходные дни сохраняйте режим дня ребенка как в детском саду. Можно поспать чуть дольше, но не стоит «отсыпаться» за всю неделю – это существенно сдвинет распорядок дня;
  • чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру);
  • дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы;
  • призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется. 

Мудрые мамы и папы, позаботьтесь о том, чтобы первая дорожка самостоятельности для ваших крох была гладкой, и они могли справиться с лисами, волками и с медведями!

 

Записывайтесь!

 

© Студия достижений "Зазеркалье" Детский психолог Тюмень